не трахайся с ктулху
Клаус уже зарекся чего-либо ожидать от текстов, какие бы восторги они не вызвали у читающей публики и какое бы место не заняли. Если твердо усвоить принцип "совы - не то, чем кажутся", разочарований не будет. С такими настроениями он и уселся читать второго победителя.

Кирпич и яшма
Автор: CrazyJill
Бета: Калле
Email: [email protected]
Рейтинг: R

ссылка

И правильно сделал, что ничего не ожидал. Не пришлось сидеть в замешательстве, недоуменно почесывая в затылке.
Для начала, если сравнивать со вторым золотым призером, "Терапией", этот текст намного слабее. "Терапия" не зацепила Клауса, но если ставить эти два текста рядом - "Кирпич и яшма" явно проигрывает по основным статьям.
Что покоряет в любом чтиве? Герои, сюжет (то бишь, история), стиль, атмосфера. Иногда каждая из составляющих по отдельности, иногда - вместе, иногда попарно, сочетания могут быть разными. Я просто пробегусь по каждой, не мудрствуя лукаво, ибо был близок к ниасилил.

Сюжет и атмосфера. Постапокалиптический мир, напоминающий стандартную компьютерную игру: Плато, где разворачивается действие, кланы, борющиеся за выживание в суровом мире нехватки ресурсов и генных мутаций. На вкус Клауса, мир получился чересчур прилизанным и симметричным - слишком идеальная игрушечная модель, чтобы поразить воображение. Не выглядит он таким уж суровым и тревожным, как гипотетически заявлено. Но Клаус не судит строго: кто знает, может, так и надо в этих выдуманных сеттингах. То, что Клаус сам любитель кошмаров "Осени" и "Дороги", вовсе не значит, что везде должны царить бардак и хаос, только чтобы его порадовать. Но ровненькая голливудская декорация не пошла. Кстати, помимо субъективного восприятия, не хватило и мяса на скелете - что там вообще, на том Плато? Какова география, ландшафт, внешний вид? Как Клаус ни старался, описаний ему не хватило, пришлось довольствоваться собственным воображением, так что, очень возможно, что авторское Плато сильно отличается от того, что бедный, обделенный пейзажем Клаус себе напридумывал.
Далее по сюжету - история, опять же на мой вкус, слабовата. Ну не любит Клаус истории без конфликта и интриги, когда уже с первых абзацев ясно, чем оно всё закончится. Скучно ему, простите. Вот есть выдуманный мир, вот есть герои в нем, и что мы имеем в итоге? Ни реалии мира, ни характер героев на историю никак не влияют, напряжение и драйв в ней отсутствуют. Возможно, это из-за того, что текст в принципе не слишком эмоционален и довольно схематичен. Бой с врагами? Не чувствуется того боя - постреляли, подобрали раненых, поехали дальше. Нерв, искра между героями? Интрига во взаимодействии? Не ощущается ни в одной из совместных сцен. Только самолюбование Райли и статичные реплики Брендона в ответ.

И тогда уж, сразу к героям. Знаете, что оттолкнуло Клауса почти с первых же строчек? То, насколько автор грубо и топорно, почти на грани Мэри-Сью, любуется своим героем. Подчеркиваю: Клаус не против, того, чтобы автор любил-восхищался-проникался-сживался с персонажем. Но то, как это сделано здесь, щепетильного Клауса покоробило.

смелый и крутой

И так на протяжении всего текста. Даже там, где не мелькают эпитеты крутой-красивый-хитрый-умный, идеальной Мэри-Сью несет за версту. Но хуже другое: кроме того, что главгер у нас "крутой-красивый-хитрый-умный", о нем неизвестно больше ничего. Он напоминает черно-белую картинку: нигде не мелькает описания простых человеческих эмоций, он ни разу не был встревожен, смущен, обрадован, Клаус ничего не знает о его предпочтениях, особенностях характера, понятия не имеет о том, что ему интересно, кроме работы, чем он занимается в свободное время. Ни-че-го. Только клан в качестве статистов, лаборатория, да схематичные похождения "в люди". О Брендоне известно и того меньше - только то, что у него очень хорошие гены и то, что он

он красив...

Даже в совместных сценах, которые, наверное, должны являть особенный накал страстей, мы видим только двух сухо разговаривающих кукол. Правда, иногда Райли снисходит до того, чтобы подумать про себя:

лапочка и солнышко

Посему, героев тоже вычеркиваем.

Стиль - обычный, ничем особенно не выдающийся. Никакого узнаваемого авторского почерка. Настоящее время, первое лицо. Как правило, этот вариант используется, когда хотят обнажить внутренний мир героя, показать его реакции с подоплекой, здесь же неясно, для чего был выбран именно такой способ повествования.

Вот так и вышло, что вся работа целиком как-то не впечатлила. Разочарован Клаус не был, потому как заранее дал себе правильную установку. Просто - не понравилось. Можно было сделать лучше. То, что он увидел, - набросок, синопсис, который можно было бы развить, насытить деталями, дающими жизнь. Это касается всего: сюжета, характеров, описаний, стилистики. Пока что текст похож на непритязательный пересказ постапокалиптической компьютерной стрелялки.

От общего вердикта Клаус, пожалуй, воздержится.
Есть много читателей, которые не ищут в текстах жизни. Есть люди, сознательно предпочитающие уход от реальности в ненапряжное, не дергающее нервы легкое чтиво. Как и любой другой жанр, приключения Крутого Перца в вакууме имеет право на существование. И как любой жанр может быть воплощен хорошо или плохо. Как представитель своего вида в слэше Кирпич и яшма, наверно, далеко не худший вариант. Возможно, он действительно построен грамотно и в соответствии со своими законами.
Если вы любите такую литературу. Если вы из тех, для кого Мэри-Сью не перечеркивает качества текста. Если у вас нет адреналиновой зависимости в чтении и намертво вбитой в мозг жажды катарсиса - этот текст вам может понравиться.
Но Клаус как читатель совершенно другого, ровно противоположного, склада оказался не способен оценить его по достоинству.

@темы: оридж, RSYA-2011, хэдшот

Комментарии
20.11.2011 в 18:47

Зло. Просто Зло.
Со всем согласна )))
20.11.2011 в 19:07

не трахайся с ктулху
CrazyJill, всего лишь подчеркну, что цели вас обидеть не было и впечатления исключительно субъективные. То, что мне не понравилось, ничего не значит. Эти предпочтения - дело личного вкуса.
20.11.2011 в 20:20

Зло. Просто Зло.
Клаус Трофоб, я не обиделась. Я знала, что вам не понравится. Вы выделили те самые недостатки текста, которые вижу я сама теперь, когда прошел почти год с момента написания, в частности те самые первые строчки коробят и меня.
С другой стороны, не ставилось задачи писать ужасы постапокалипсиса, катарсис и тп. Задумывались приключения в духе Гарри Гаррисона в постапокалиптическом сеттинге, чтобы развлечь одного конкретного человека. И в этом смысле текс удался.
Если же говорить о МС. То тут это ни в коем случае не Райли. Для меня он - забавный невротик, который считает себя умнее других.
20.11.2011 в 20:54

CrazyJill, а меня мир заинтересовал. Если бы выкинуть оттуда слэш, развить сюжет и хорошенько проработать персонажей, то получилась бы добротная фантастика ;)
20.11.2011 в 21:07

а стоит ли усукаблять ситуацию?
Гость. Просто гость., а с какой целью выкинуть слэш? :-D
20.11.2011 в 21:12

Зло. Просто Зло.
Гость. Просто гость., нуу... если выкинуть оттуда слеш, там ничего не останется ))) Но спасибо )))
20.11.2011 в 21:19

не трахайся с ктулху
CrazyJill, и это просто замечательно, когда конкретные задачи, которые автор текста перед собой ставит, ему удается выполнить. Я честно считаю, что это самое главное.
20.11.2011 в 23:55

Винни-Винни
А я люблю «Кирпич и яшму», очень нравиться сам сюжет и стиль Автора.
CrazyJill, мне тоже кажется, что текст удался!

Клаус Трофоб, как бы, всё правильно написал, но его впечатления, действительно, исключительно субъективные.

Если вы из тех, для кого Мэри-Сью не перечеркивает качества текста. Если у вас нет адреналиновой зависимости в чтении и намертво вбитой в мозг жажды катарсиса - этот текст вам может понравиться.
Во! Как круто сказано! :bricks:
21.11.2011 в 00:09

не трахайся с ктулху
Да, уточнение: термин "Мэри-Сью" здесь используется не в классическом варианте, то бишь, проекция автором на героя желаемых идеальных черт, поступков и прочая, а, скорее, чтобы понятнее было какое впечатление он производит.

Винни-Винни, так и есть - впечатления, действительно исключительно субъективные.))
21.11.2011 в 13:28

Du er ikke alene.
Очень напоминает собственные впечатления после прочтения. Только я для себя это так четко сформулировать не смогла)))
Да, есть неплохой набросок мира, есть герои, которые могли бы быть интересными... но чего-то ощутимо не хватает, ибо текст, вообще, никаких эмоций не вызвал. Честно говоря, на фоне общих восторгов, считала, что только у меня возник подобный заглюк.
16.01.2012 в 14:42

Ставки низкие потому что. Райли все легко удается, сила его клана прописана мощно, а угроза, наоборот, слабо, он не испытывает никаких сильных эмоций - в итоге создается впечатление, что он расслабленно играет для развлечения в режиме god mode.
18.01.2012 в 23:03

не трахайся с ктулху
Killit, текст, вообще, никаких эмоций не вызвал
Наверное, сложно вызвать эмоции текстом, в котором эти самые эмоции отсутствуют.

illegal_goddess, Ставки низкие потому что. Райли все легко удается, сила его клана прописана мощно, а угроза, наоборот, слабо, он не испытывает никаких сильных эмоций - в итоге создается впечатление, что он расслабленно играет для развлечения в режиме god mode
То есть, тот, кому все удается легко, не испытывает сильных эмоций? Даже когда влюблен? А что происходит с его характером, внутренним миром, привычками, особенностями? Они тоже исчезают? Лично для меня это не оправдание того, что герои вышли неживыми, уж извините.
19.01.2012 в 06:06

Клаус Трофоб,
Нет, это у меня были параллельные впечатления. :) И удается, и не испытывает. Но если бы при общей малоэмоциональности персонажа угроза была бы ярче, более ощутимой, читатель бы сам добавить мог. Или если бы стиль написания был менее нейтральным, более напряженным или темпераментным.

Но я не думаю, что дело тут в Мэри-Сью или отсутствии катарсиса - судя по прочитанным рецензиям, у нас с вами в остальном вкусы мало схожие - просто в данном конкретном случае совпали факторы.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail